Плюсы – во всех ситуациях. Как добрянец стал актёром известного театра

Для кого как, а для Михаила Меркушева Добрянка стала стартовой площадкой для покорения площадок театральных. С 2016 года он актёр Пермского академического «Театра-Театра», задействован во многих постановках этого коллектива, выступает на разных сценах, является участником театральных фестивалей во Франции.

Одна из ролей Михаила Меркушева – Костя Треплев в спектакле «Чайка. Эксперимент».

Благодарен Добрянке и родителям

Какие только кружки и секции не посещал я в свои школьные годы! Ходил на плавание к Евгении Сергеевне Полянцевой, на бальные танцы к Андрею Николаевичу Евдокимову, в детскую шоу-группу «Сюрприз» к Наталье Владимировне Толстовой. «Сюрпризу» отдал, наверное, года три, и в своей школе № 3 постоянно на разных вечерах выступал, но об актёрской стезе не думал. Да и вообще, в восьмом классе я, чистый гуманитарий, любитель стихов, сын учительницы литературы, учудил и вместе со своим классом поступил в физико-математический класс НОЦа. Зачем?! Это же совсем не моё!!! В общем, годовую работу по физике за десятый класс я благополучно завалил, а потом в одиннадцатом отучился по гуманитарному профилю.

В выборе вуза не сомневался

Об институте культуры я, естественно, знал и собирался поступать в этот близкий мне по духу вуз на режиссёра видеомонтажа. Но в 2012 году набора по этой специальности не было, и я подал документы на «Актёрское искусство». Признаюсь, в «кульке» было очень много девушек, и это мне тоже нравилось. Но институт культуры – вуз особенный, и чтобы поступить в него, требовалось представить не только результаты ЕГЭ, но и пройти творческие испытания. Чего только не было! «Демьянову уху» я читал, как будто она отравлена. Во время исполнения песни «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…» забыл слова, и кто-то из экзаменаторов крикнул мне: «Танцуй!» Я и станцевал. В итоге вся комиссия зашлась смехом. А вот отдельный танцевальный номер, который тоже надо было сдать на испытаниях, мне дался легко. Сказалось танцевальное прошлое. Исполнил я его со своей партнёршей Ксенией Запольских, которая, спасибо ей, специально приехала из Добрянки. Вот жизнь! Позже, казалось бы, такая хрупкая и утончённая Ксюша стала мастером спорта международного класса по пауэрлифтингу! Ну а меня приняли в институт, и начались студенческие будни.

Хотя какие будни?

Понятия институт культуры и будни, как нечто обыденное и серое, совершенно не соотносятся друг с другом. Скажем, на занятиях мы сидели и смотрели на яблоки, каждый на своё, изучали их «особенности и характер», а потом перемешивали в одной куче и искали своё. Или вспоминали во всех подробностях, как шли в институт, какие люди встречались, подсматривали их эмоции, особенности походки, речи, поведения, мимики. Наверное, так контрразведчиков готовят. Был период, когда я перестал понимать, зачем мне всё это нужно, даже уходить хотел, но со временем проникся и понял, как важно перенести жесты, эмоции в ту или иную роль, образно говоря, пожить какое-то время в другом теле. К счастью, хандра моя быстро прошла, и, приезжая каждые две недели в Добрянку, я, наверное, достал своих друзей новыми знаниями и умениями. «Давайте приёмы вам покажу» (нас учили, как на сцене «драться») или «Давайте сценку прикольную сыграю».

Сцена начиналась со студенческого театра

Выступали с курсовыми спектаклями в институте, в «Новой драме», которой руководила куратор нашего курса Марина Андреевна Оленёва. Что-то получалось, что-то нет. Иногда и курьёзные ситуации приключались. На одном из студенческих спектаклей за пределами вуза артистки по роли должны были курить. Закурили, а им женщины из зала: «Девочки, потушите сигареты, пожалуйста». Начинали с классики, постепенно переходили к более современным пьесам, что меня привлекало и привлекает больше. Первую для себя главную роль я сыграл в пьесе «Киллер Джо» современного американского драматурга Трейси Леттса.

Куда податься?

Этот вопрос терзал меня весь четвёртый курс. Рассматривал варианты трудоустройства от театров Березников, Лысьвы и Чайковского до Кирова, Ижевска и Новосибирска. Но в итоге всё разрешилось неожиданно хорошо для меня. По окончании института в 2016 году попал на кастинг, который организовал главный режиссёр Пермского академического «Театра-Театра» Владимир Львович Гурфинкель. Он собрал порядка сорока молодых претендентов со всей России, и просмотр продолжался целых семь часов: до трёх часов ночи! У меня был отрывок из спектакля, но мне его не дали закончить. Прервали, наверное, на половине: «Достаточно…» Я за кулисами сижу в унынии и думаю: «Ну всё, не взяли». А в результате уже ночью после совещания члены конкурсной комиссии назвали примерно десять фамилий тех, кто прошёл отбор в «Театр-Театр». В том числе и мою! Так я стал актёром Пермского академического… Первое время жил в общаге, получал 15 тысяч рублей, но от всего происходящего испытывал невероятное удовлетворение. Да и сейчас тоже.

Творили, что хотели и как умели!

Сначала играл на малой сцене в стажёрской труппе. Витавший вокруг дух свободы и творчества разве что на вкус не ощущался. Этюды, спектакли, интересные люди, именитые режиссёры, в том числе зарубежные. Как-то надо было в коротенькой импровизации показать древнего грека. Я за голову: «Как же его изобразить?!» А потом словно вспышка! Скинул одежду и красиво пробежал через сцену, имитируя движения греческого бегуна с древней амфоры. Получилось. Короткая пауза – и все грохнули от смеха!

В театре я играю пятый год.

За плечами уже немало ролей: Андрей Болконский в постановке «Бал. Наташа Ростова. Граф Толстой», Овечкин в спектакле «Географ глобус пропил», студент в «Докторе Живаго», Моцарт в первой части «Маленьких трагедий», Родион Раскольников в эскизе «Преступление» по роману Ф. М. Достоевского, Треплев в спектакле «Чайка. Эксперимент». Всего более двух десятков постановок, как для взрослых, так и для детей. Иногда среди зрителей замечаю и добрянцев.

Не хочу говорить «работаю в театре»

Это точно не работа! Просто говорю: «Я – в театре». Сейчас у меня такой период, что готов играть все роли во всех спектаклях. Выступал с труппой в Екатеринбурге, дважды (в 2017 и 2019 годах) побывал на международных фестивалях во Франции: в Марселе и Лионе. Испытал там истинное блаженство от невероятного общения, всемирного актёрского братства, великолепного вина, от гармонии архитектуры, моря и неба. А ещё по-настоящему прочувствовал и до беспамятства влюбился во французский язык.

Стараюсь извлекать плюсы из всех ситуаций

Получилось что-то – хорошо, не получилось – досадно, но рассматриваю неудачу как науку на будущее. Мне особенно нравятся, а значит, и получаются роли в таких постановках, в которых я нахожусь с режиссёром в контакте, на одной чувственной волне, когда он близок мне по духу, мироощущению. Скажем, готов играть любую роль у тюменского режиссёра Даниила Чащина. Играл у него в «Загадочном ночном убийстве собаки», после чего он брал меня на главную роль ещё в одной своей постановке, но из-за моей большой занятости в других спектаклях пока что не сложилось. Зато получилось в другом проекте. Я прошёл кастинг у известного российского актёра, кинорежиссёра, хореографа Егора Дружинина, который будет ставить в нашем «Театре-Театре» пластический спектакль по Замятину.

Не могу смотреть фильмы

Не получается быть простым зрителем. Сразу начинаю копаться в игре актёров или примерять роль на себя. Это уже профессиональное. В кино я не снимался, это пока что для меня «земля неизведанная», но кто знает, как сложится далее моя творческая жизнь? Иногда посещают мысли о том, чтобы испытать себя в Петербурге или Москве, но если это и произойдёт, то не сейчас. Пока я по всем своим ощущениям точно на своём месте.


Поделиться:

Комментировать в соцсетях


Добавить комментарий

семнадцать − двенадцать =