Вся жизнь – игра

«Ночное», «Бобыль», «Вольная пташка», «Не так живи, как хочется», «Сыщик», «Бедность не порок»… Всё это названия пьес, поставленных до 1917 года артистами Добрянского любительского театра.

А недавно мне удалось отыскать в Государственном архиве Пермского края (ГАПК) ещё одну афишу. На этот раз – в фонде члена Добрянской конторы, затем профессора ботаники Пермского университета П. В. Сюзёва (1867-1928).

Руководители Добрянского завода начала ХХ века. Первый ряд, второй слева – П. П. Бушуев. Второй ряд, крайний справа – Н. В. Воробьёв. / Фото из фондов

«С дозволения начальства…»

В отличие от всех известных предыдущих афиш, сделанных на бумаге, на шёлке, эта была выполнена фотоспособом. На ней имеются, в частности, фотографии с видами завода и надпись: «17 декабря 1906 г. с дозволения начальства любителями дан будет спектакль».

Реально на афише была представлена не одна постановка, а две. Первая – комедия в 3-х действиях В. Крылова (псевдоним Александров) «Сорванец», вторая – шутка в 1-м действии И. Щеглова «Солдатская любовь».

Обе пьесы в наше время малоизвестные. Подзабыты и авторы. А ведь в своё время Виктор Александрович Крылов (1838-1906) был весьма известным и плодовитым драматургом, автором 125 пьес!

Поставленная в Добрянке пьеса «Сорванец» написана им в 1888 году. Рассказывается в ней о небогатом помещике Закрутине, который хотел выдать замуж за молодого и красивого князя Сурайского одну из своих дочерей: начитанную Веру, хозяйственную Надежду, но никак не сорванца Любу. Но, как это часто случается, реальная жизнь актёров была закручена много крепче, чем придуманная.

Кто есть кто?

В добрянской постановке были задействованы девять актёров и актрис. Но если женские фамилии (Н. А. Фотиева, А. А. Пупырева, Е. Н. Воронова, М. Д. Смирнова) нам нынче вряд ли что-то скажут, то мужские заставляют вспомнить историю Добрянки и завода.
Роль князя Бориса Николаевича (в афише почему-то Алексеевича) Сурайского сыграл выпускник Казанского университета, кандидат естественных наук, заводской лаборант Николай Васильевич Воробьёв. Он же был распорядителем спектакля и, вероятно, учитывая его увлечённость фотоделом, автором афиш.

Благодаря поразительным по глубине исследованиям кувинского краеведа С. Н. Копытовой, известно, что Николай Васильевич родился в семье личного почётного гражданина, члена конторы Кувинского завода В. И. Воробьёва. В 1898 году в возрасте 27 лет он женился на 20-летней дочери управляющего, выпускнице Пермской женской прогимназии Надежде Григорьевне Вологдиной, и вскоре молодожёны переехали в Добрянку. Тут у них родились трое детей, но двое скончались в младенчестве. В том же 1906 году, ещё до постановки «Сорванца», в возрасте 28 лет скончалась и супруга Николая Васильевича, и он остался один с четырёхлетним сыном Юрием. Позже Н. В. Воробьёв женился на местной учительнице, а его сын от первого брака Юрий после окончания гимназии в Добрянке учился в Пермском университете и в Петроградском технологическом институте. Жил в Петрограде у своего дяди, инженера Н. Г. Вологдина, который был репрессирован и расстрелян в 1938 году…

Роль лакея Семёна из «Сорванца» была отдана В. В. Мазину. В 1917 году он был известен в Добрянке не только как служащий, но и как секретарь собрания гласных (депутатов) Добрянского волостного земства. Предположительно, он же, будучи бухгалтером Пермского горпромхоза, подвергся репрессиям в 1938 году, но в 1939-м дело против него было прекращено «за отсутствием состава преступления».

Афиша Добрянского любительского театра от 1906 г. / Из фондов ГАПК

Инженер, актёр, режиссёр

Стоит остановиться и на личности Пётра Павловича Бушуева, который являлся не только режиссёром спектакля, но и актёром, сыгравшим в «Сорванце» роль отставного генерала Осетрова.

В своё время Бушуев был заметным заводским деятелем. Родился он в 1864 году в столице строгановского имения селе Ильинском. Последовательно окончил Пермскую гимназию и Санкт-Петербургский технологический институт, после чего вернулся на строгановские заводы. За 22 года службы успел поработать на четырёх из них: Очёрском, Билимбаевском, Уткинском и, наконец, с 1898 года на Добрянском. «В качестве механика пользовался в Прикамье заслуженной известностью», – писал о нём П. В. Сюзёв.

В годы русско-японской вой­ны 1904-1905 гг. Пётр Павлович был призван на действительную службу и отправлен на Дальний Восток в звании прапорщика 15-й Восточно-Сибирской горной батареи, где, по словам современников, оставил о себе «общее расположение и симпатию».

С 1898 года П. П. Бушуев указывался в «Адрес-календарях» в качестве инженера-технолога, механика Добрянского завода. Сохранился и его дом. Тот самый, многострадальный, заброшенный деревянный дом с мезонином, что по сию пору находится на углу улиц Ленина и 8-е Марта.
Как следует из метрик Рождество-Богородицкой церкви, инженер и, как видим, режиссёр П. П. Бушуев скончался в Добрянке на 49-м году жизни 21 января 1913 года от «грудной жабы». Так в те времена называли стенокардию. Будущий профессор Сюзёв запомнил его человеком «всегда ровным и деликатным с рабочими, весьма любезным и предупредительным с коллегами».

Поскольку смерть была скоропостижной, разрешение на погребение давала полиция. «Имею честь сообщить причту, что к преданию земле по христианскому обряду скоропостижно умершего 21 сего января инженер механика Петра Павловича Бушуева (…) препятствий со стороны полиции не встречается», – писал 22 января 1913 г. в адрес настоятеля храма пристав 3-го стана Пермского уезда.
Упокоился П.П. Бушуев на приходском кладбище у Свято-Митрофаниевской (кладбищенской) церкви в Задобрянке, но обряд отпевания был проведён в Рождество-Богородицкой церкви.

Так проходит мирская слава

Однако вернёмся в театральную Добрянку первых лет ХХ века.
По традиции того времени дополнением к большой, многоактной постановке шла небольшая, лёгкая пьеска. Так было и 18 января 1906 года, когда любители вслед за «Сорванцом» разыграли одноактную «шутку» Ивана Щеглова «Солдатская любовь». Как свидетельствует афиша, исполнителями в ней являлись Е. С. Минаев, З. Ф. Селянина, Е. М. Агеева и В. А. Наугольных. Кем были в обычной жизни эти поклонники Мельпомены, на данный момент неизвестно. Да что там любители из далёкой провинции, коли за крутыми поворотами лет скрылись уже личности всероссийского масштаба.

Хочешь не хочешь, а вспоминаешь тут древнее: «Sic transit gloria mundi» – «Так проходит мирская слава». Подобно автору «Сорванца» В. А. Крылову, автор «Солдатской любви», бывший офицер и близкий друг А. П. Чехова Иван Леонтьев (1856-1911) нынче тоже забыт. А ведь, по словам современников, писал он в своё время под псевдонимом Иван Щеглов не только много, но и «правдиво, искренне, со вниманием к простым людям». Популярны были его военные рассказы, некоторые романы, а пьесы «Затерянный мудрец», «В горах Кавказа», «Мамаево нашествие» долго держались в театральном репертуаре. Но к концу XIX века творческий потенциал Щеглова, как пишут театроведы, снизился, он переключился на юмористические рассказы, фельетоны и пьески, особенно популярные в провинции. Поставленная в Добрянке «Солдатская любовь» – одна из них.

Вот так жили, трудились, любили и творили наши далёкие уже предшественники.


Поделиться:

Комментировать в соцсетях