В поисках «волосатиков». Добрянский собиратель минералов отыскивает «свой камень»

Кого-то летом тянет в заморские страны, кого-то – на российский юг, а жителя Добрянки, коллекционера минералов Михаила Лотошникова вот уже несколько десятилетий – на север. Об одном из своих путешествий он рассказывает нашим читателям.

Путешественник, минералог, коллекционер Михаил Лотошников (слева) на перевале из Азии в Европу. / Фото из архива М. Лотошникова

Путь на Север

В августе 2020 года вместе с единомышленниками из Добрянки, Перми, Верещагино и Горнозаводского района в поисках минералов я летал на Приполярный Урал.

От кольца Полазна – Чусовой поехали одиннадцать человек на двух машинах до города Нягань, что в Ханты-Мансийском округе. Дорога до Нягани, тысяча километров, вся прекрасная. По асфальту, в основном в объезд городов и посёлков.

В Нягани приехали на вертолётную площадку, откуда должны были стартовать к пункту назначения, но перед загрузкой в Ми‑8 пришлось взвешивать наш груз. Получился перегруз аж в пару центнеров, и все эти килограммы мы вынуждены были оставить в машинах. Оказалось, что в вертолёт требовалось загрузить 2-3 бочки керосина, чтобы ему не надо было совершать посадку для заправки на обратном пути.

На вертолёте

В горах туман, поэтому вылетели днём. Через полтора часа полёта вошли в долину реки Маньи и летели между гор почти до самых верховьев.

Вертолётчики высадили нас на поляне, не долетев до первого перевала. Пришлось выгружаться, а до нашей цели – заброшенного посёлка Скалистого – километров 10-12. Не так уж и далеко, если не считать, что путь наш лежал через два перевала, по дороге, густо заросшей травой да кустарником. Когда-то она предназначалась для движения вездеходов, но уже давным-давно заброшена.

В нетерпении

Вертолёт улетел. Мы поставили на поляне палатки, но мне всё не терпелось разведать дорогу до Скалистого. Компанию составили ещё два друга. Через час, поднявшись на первый перевал с отметкой 575 метров над уровнем моря и перейдя при этом границу Азии и Европы, спустились в долину реки Большой Поток, где на меня нахлынули воспоминания. Когда-то, в далёком 1978 году, я с двумя товарищами из Добрянки прошёл эту реку на катамаране до самого устья – более трёхсот километров. Эх, хорошие были времена, тёплые воспоминания! Сейчас же, разведав налегке часть пути, мы уже почти затемно вернулись в лагерь.

Вернулись и узнали, что один наш товарищ – Саня-антиквар – ушёл вниз по ручью на рыбалку и где-то запропастился. Пошли искать. Нашли его через полчаса. Сидит бедолага на скалистой россыпи из больших камней (курумнике) и боится спуститься вниз. Зачем забрался туда, толком объяснить не может, вроде как дорогу спрямить хотел, да и затемнал. Перепугал нас «рыбак» здорово, ведь тут медведи бродят, а с ними шутки плохи.

Искателям минералов предстоит пройти десятки километров, чтобы найти «свой камень». Верховья реки Маньи, Ханты-Мансийский автономный округ. / Фото из архива М. Лотошникова

В заброшенном посёлке

Утром, позавтракав, отправились группами к Скалистому. Три человека остались на базе. Двигались с тяжёлыми рюкзаками то по еле заметной тропе, то прямо по реке с берега на берег, благо, что воды было мало. Временами попадалась старая, сильно размытая вездеходная дорога. На ней не колеи даже, а целые траншеи. Но вот наконец-то, с частыми остановками из-за крутизны подъёма, вышли на второй перевал высотой 800 метров над уровнем моря. Остановились. За ним, внизу, виднеются развалины бывшего посёлка. Ещё полкилометра вниз по склону – и вот он, Скалистый. Поставили палатку, сколотили из старых досок что-то вроде балагана.

Посёлка как такового уже не было. Одни развалины. Слышал, что часть построек перевезли из него на базу Озёрная на реке Сыне, что километрах в 50-60 на запад от Скалистого. А на Скалистом я бывал ещё в 80-х несколько раз. Тогда тут стояло несколько бараков, были пекарня, электростанция, кузница, мастерская, компрессорная, а на берегу озера – баня. Посёлок этот появился ещё до войны. В его штольнях и карьерах добывали пьезокварц – стратегическое сырьё. Но потом научились выращивать искусственный пьезокварц, и здешние разработки стали нерентабельными.

Таких мест в горах было несколько десятков. Сейчас остались только Желанный на западном склоне Уральских гор да Неройка на восточном. В Желанном сделали турбазу, возят за 140 километров из Инты на «Уралах» туристов в штольню, чтобы посмотрели, как добывался кварц. Именно кварц с тонкими, переплетёнными нитями золотистого рутила в нём («Волосы Венеры», или просто «волосатик») и привёл нас в Скалистый.

Кварцевая мелочовка

Вечером после обустройства сходили «покопаться» в отвале рядом с бывшей дизельной, но ничего путного не нашли. Отличилась только наша спутница Лена, которая нашла хороший «волосатик с мётлами» величиной с куриное яйцо. Это уже что-то.

На следующий день отправились на другую сторону хребта с отметкой 1152 м. Ориентиром была труба, которая подавала когда-то сжатый воздух для перфораторов и отбойных молотков. Там, почти на самой вершине, были штольня и карьер. Для начала отработали карьер. «Волосатики» попадались, но в основном мелочовка. Крупные экземпляры были выбраны до нас. Ну, или почти выбраны. В конце дня я нашёл осколок кристалла величиной с кулак, весь «волосатый», но чтобы показать всю красоту камня, в дальнейшем его нужно хорошо обработать. Глядя на него, вспомнил, что лет 35 назад находил здесь просто прекрасные экземпляры кварца с рутилом. Шедевры, можно сказать!

Повезло и одновременно не повезло нашему товарищу Андрею, который нашёл отличный кристалл «волосатика» величиной с большой палец, но пока спускался со штолен, где-то обронил его!

Находка в старой штольне

На следующий день я побывал в верхней штольне, где нашёл большой сросток двух кристаллов хрусталя. Подарил его ещё одному члену группы Петру, которому всё никак не удавалось найти что-то путёвое. Ему попадались одни «собакиты» – иначе говоря, никуда не годные камни.

Поутру я, рисковый по натуре человек, снова отправился в старую штольню. В ней холод, сырость, гниль, разруха, того и гляди, всё рухнет, но ведь просто так хорошие камни не попадаются! Вот и копался в ней почти весь день, лишь время от времени выбираясь погреться на солнышке. И не зря! Нашёл много хороших кристаллов хрусталя и большую «щётку» (прекрасный штуф!) зелёного кварца. Такого в моей коллекции ещё не было. Так что не зря целый день в холодной грязи прокопался! Товарищи мои тоже кое-что в отвалах наковыряли, в основном некрупный кварц.

Потом я усердно обрабатывал противоположный склон горы, но продуктивный слой там оказался очень тонким, и крупных камней не попадалось. А копать отвалы – для этого нужен не один год. В общем, стало ясно, что на Скалистом больше делать нечего. Дай бог, будем здоровы, через год-два полетим на Парнук, вот там классные «волосатики».

Новые планы

Вертолёт к нам прилетел с задержкой на один день. Поэтому в ожидании его отдыхали, рыбачили, купались. Один из наших «минералогов» поймал хариуса на полтора килограмма. Я накопал разных корешков, кто-то ещё пособирал на отвалах кристаллики кварца.

И вот день отлёта. В четвёртом часу наша «вертушка» показалась из-за перевала, сделала разворот и села на удобную, подготовленную нами площадку прямо у наших вещей. Пара минут, и взлёт. Делаем из иллюминаторов последние снимки – прощайте, горы, Скалистый и вообще Приполярный Урал!

Два часа полёта с посадкой в Белоярке, и вот она, Нягань. Там по машинам и уже знакомый путь домой. Едем, а в голове уже новые планы. Как говорится, твой камень всегда тебя ждёт, только потрудись.