«Светоносная» роспись. В Добрянку приехали московские художники

За час общения с Дмитрием Трофимовым я погрузился в такие глубины океана живописи в целом и церковной в частности, в каких и с книгами-то не побываешь. Дмитрий не только глубокий знаток изобразительного искусства и отличный художник, но и успешный руководитель столичной художественной мастерской «Царьград». Той самой, художники которой с августа расписывают добрянский храм Рождества Пресвятой Богородицы.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Full screenExit full screen
Slider

– Наша роспись представлена во многих церквах и часовнях России: в Москве, включая храм Христа Спасителя, в тульском Кремле, в Самаре, Нижегородской и Калужской областях, – делится Дмитрий Александрович. – Работать интересно везде. Храмы не похожи один на другой, и стилистика каждого из них диктует новые художественные решения и подходы. Мы словно по ступенькам движемся. Что ни храм, то новая творческая высота.

Разговор наш происходит в здании Рождество-Богородицкой церкви. В её алтарной части, где во времена районного Дома культуры был балкон, сейчас установлены такие фундаментальные леса, что похожи на сценический помост. Доска к доске, брусок к бруску, фаски сняты, углы подрезаны. Всё очень качественно, эстетично и, если хотите, непоколебимо. Наверное, так, как и должно быть у обстоятельных, уважающих свой труд людей. Подумалось, что это тот самый случай, когда привыкший к надёжности заказчик в лице «Уралэнергостроя» и исполнитель в лице «Царьграда» действительно стоят друг друга.

– Сергей Николаевич Ложкин – человек вдумчивый, ищущий, слышащий. А ещё он и его коллеги – люди небезразличные. Отсюда – пристальное отношение к предложенному нами проекту росписи и к его воплощению в храме, – говорит по этому поводу Дмитрий Трофимов. – Поиск оптимального решения не был простым, но в конечном итоге он привёл нас к интересным ходам и появлению согласованного художественного решения. Это очень важный момент. Когда художник чувствует доверие,  он начинает не просто рисовать, а творить.

За основу оформления добрянской церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы взята стилистика XVII века, а это период расцвета строгановского письма. Храм-то наш хоть и из XIX века, но тоже строгановский.

При работе в церквах художники обычно трудятся бригадами по направлениям работы. По словам Дмитрия Трофимова, одни «отрисовывают» композицию, другие – элементы одежды или пейзажей, третьи – орнаменты, четвёртые пишут лики святых. Есть и те, кто прописывает надписи. «Шрифтовка – очень ответственная работа. Именно текстовое наполнение придаёт иконе сакральность», – поясняет руководитель «Царьграда». К слову сказать, сам он будет в октябре писать у нас лики святых.

По прочной лестнице поднялись с Дмитрием на леса, туда, где трудятся его коллеги. Тут большие и малые ёмкости с красками, тут прорисованные на картоне фигуры святых, тут разгоняет сумрак мощный светильник.

– Это от него роспись кажется такой воздушной или от того, что она ещё далеко незавершённая, с незаполненными пространствами? – интересуюсь я у своего провожатого.

– Ни то и ни другое, – отвечает он. – Перед нами изначально была поставлена задача сделать роспись светоносной, на белых фонах. В этом ключе и работаем. Сейчас вообще тренд на белостенную роспись. Этакий нигде не прописанный, но чётко нами осязаемый общественный запрос. При этом роспись наша должна не скрывать, а, напротив, подчёркивать особенности архитектуры вашего храма.

Все художники, работающие сейчас над оформлением Рождество-Богородицкой церкви, – профессионалы со средне-специальным или высшим художественным образованием.

– Сколько храмов я расписал? Пальцев на руках точно не хватит, чтобы все назвать, – говорит, улыбаясь, Андрей Петухов, который окончил в своё время Московское высшее художественно-промышленное училище, знаменитую «Строгановку». В Добрянке он впервые, и что особенно поразило жителя столицы, так это наши водные просторы. «Вдохновляет меня ваша природа», – признаётся он.

Вместе с ним в Добрянке трудятся его коллеги, выпускники Мстёрского художественного училища, что во Владимирской области, Евгений Меркурьев (он окончил также художественно-графическое отделение Ивановского пединститута) и Андрей Рыбаков. Художники молодые, но уже с хорошим опытом. За плечами у каждого из них не по одному храму. До командировки в Добрянку один из них расписывал церковь в Астрахани, другой – в Белоруссии.

Смотришь на работу мастеров и словно сам растворяешься в идущем от их творений свете. Ни осенней хмари за окном, ни мирской суеты, ни ежедневной серой рутины. Спокойствие и тишина окутывают всё вокруг, та самая прочувствованная поэтами «безглагольность покоя».

Роспись алтарной части главной добрянской церкви должна завершиться в ноябре. Помимо этого идёт работа над иконами и иконостасом. Его в своей мастерской готовят по проекту «Царьграда» мастера из Сергиева Посада.


Поделиться:

Комментировать в соцсетях